ЗИЛ 130 «колхозник»: история первого гражданского самосвала завода имени Лихачёва

ЗИЛ 130 «колхозник» является одним из самых известных автомобилей в истории отечественного автопрома. Этот грузовик был произведен на Заводе имени Лихачёва в 1962 году и стал первым гражданским самосвалом на территории России.

Идея создания гражданского самосвала появилась в 1958 году, когда на сельскохозяйственных предприятиях возникла необходимость в автомобиле, способном перевозить различные грузы по бездорожью. ЗАЗ, ГАЗ и УАЗ пытались создать такой самосвал, но у них не было достаточно опыта в производстве грузовых автомобилей, поэтому задачу принял на себя ЗИЛ.

ЗИЛ 130 «колхозник» стал настоящим прорывом в отечественном автопроме. Он был компактным, мощным и способен к перевозке больших грузов по самым труднодоступным местам. Этот грузовик стал настоящей работягой на сельскохозяйственных предприятиях и в стройотрядах.

Сегодня ЗИЛ 130 «колхозник» является коллекционным автомобилем, который привлекает внимание автолюбителей. Он остается символом сильного, мощного автомобиля, который смог удивить весь мир своей надежностью и универсальностью.

Содержание
  1. История создания «колхозника»
  2. Выбор концепции
  3. Первые тестирования
  4. Запуск массового производства
  5. Развитие технологии производства грузовых автомобилей до 1956 г.
  6. Первые грузовики
  7. Улучшение технологии производства
  8. Новые материалы
  9. Применение новых технологий
  10. Создание первого гражданского самосвала ЗИЛ 130
  11. История создания
  12. Характеристики
  13. Использование автомобиля в сельском хозяйстве
  14. Роль автомобиля в сельском хозяйстве
  15. Преимущества использования автомобиля в сельском хозяйстве
  16. Виды автомобилей, используемых в сельском хозяйстве
  17. Конструктивные особенности «колхозника»
  18. Шасси и кузов
  19. Двигатель и трансмиссия
  20. Ходовая часть
  21. Характеристики шасси и двигателя
  22. Шасси
  23. Двигатель
  24. Кузов и кабина — удобство и комфорт для водителя
  25. Просторная кабина
  26. Удобство кузова
  27. Особенности подвески и тормозных систем
  28. Подвеска
  29. Тормозные системы
  30. В чем преимущества «колхозника»
  31. Большая грузоподъемность и маневренность
  32. Простота в эксплуатации и ремонте
  33. Надежность и долговечность
  34. Универсальность и маневренность на любой местности
  35. Надежность и долговечность при эксплуатации
  36. Особенности конструкции и материалов
  37. Надежность при эксплуатации
  38. Долговечность при эксплуатации
  39. Экономичность и низкие эксплуатационные расходы.
  40. Технические особенности самосвала ЗИЛ 130 «колхозник»
  41. Экономичность эксплуатации самосвала
  42. Низкие эксплуатационные расходы
  43. Роль «колхозника» в экономике СССР
  44. История создания колхозов
  45. Роль колхозов в экономике СССР
  46. Наследие колхозов в современной России
  47. Использование автомобиля в сельском хозяйстве
  48. Улучшение транспортной инфраструктуры сельской местности
  49. Экономические преимущества использования автомобилей
  50. Современные технологии и использование механизации в сельском хозяйстве
  51. Экспорт «колхозника» за рубеж
  52. Была ли экспортная версия?
  53. Популярность среди зарубежных покупателей
  54. Создание условий для развития производства техники в СССР.
  55. Ранние этапы промышленного развития
  56. Развитие автопрома в СССР
  57. Роль государства в развитии автопрома
  58. Вопрос-ответ
  59. Чем отличается ЗИЛ 130 «колхозник» от обычных грузовиков?
  60. Когда был выпущен первый ЗИЛ 130 «колхозник»?
  61. Какие характеристики двигателя у ЗИЛ 130 «колхозника»?
  62. Какой грузоподъёмностью обладает ЗИЛ 130 «колхозник»?
  63. Как ЗИЛ 130 «колхозник» повлиял на развитие сельского хозяйства в СССР?

История создания «колхозника»

Выбор концепции

В 1950-х годах советское правительство решило развивать сельское хозяйство и облегчить жизнь крестьянских хозяйств. В результате этого был принят план по созданию специального грузового автомобиля для сельской местности.

На предприятии имени Лихачёва была разработана концепция грузовика с приводом на задние колеса и специальным кузовом, который мог перевозить любой груз, в том числе сыпучий и жидкий.

Первые тестирования

Первый прототип грузовика был готов в 1958 году. Были проведены тесты, которые дали положительные результаты. Грузовик мог передвигаться по бездорожью, не застревая, и легко перевозить грузы.

Однако, несмотря на успешные тесты, производство нового грузовика столкнулось с трудностями из-за нехватки необходимых деталей, материалов и квалифицированных сотрудников.

Запуск массового производства

В 1962 году грузовой автомобиль стал массово производиться на заводе имени Лихачёва. Новый грузовик получил название ЗИЛ-130 «колхозник», который был успешно использован в сельском хозяйстве на протяжении многих лет.

ЗИЛ-130 «колхозник» стал популярным не только среди крестьян, но и среди горожан, которые использовали его для различных нужд, например, для перевозки грузов и снабжения продуктами площадок строительных работ.

Развитие технологии производства грузовых автомобилей до 1956 г.

Первые грузовики

Первые грузовые автомобили были созданы в конце 19 века. Они отличались небольшой грузоподъемностью и простотой конструкции, так как использовались преимущественно для перевозки товаров по городским улицам.

Улучшение технологии производства

С развитием производства автомобили становились все более мощными и эффективными. В 20-х годах прошлого века началось активное использование стандартных деталей и массовое производство грузовиков. Это позволило значительно снизить стоимость производства и делать грузовики доступнее для клиентов.

Новые материалы

В начале 50-х годов прошлого века были разработаны новые материалы, такие как легкие сплавы и синтетические материалы. Они позволили существенно уменьшить вес автомобилей и увеличить их грузоподъемность. Также это сказалось на улучшении экономичности и скорости работы грузовиков.

Применение новых технологий

С началом 50-х годов использование новых материалов и технологий стало обычным явлением в производстве грузовых автомобилей. Тогда же были внедрены современные конструкции автомобилей с усилением каркаса. Это позволило значительно улучшить безопасность и долговечность грузовиков, а также увеличить их грузоподъемность.

Создание первого гражданского самосвала ЗИЛ 130

История создания

В начале 1960-х годов ЗИЛ начал работу над разработкой грузового автомобиля, который бы мог конкурировать с импортными аналогами. В 1963 году автомобильный завод имени Лихачёва представил прототип грузовика ЗИЛ-130, который стал базой для создания первого гражданского самосвала ЗИЛ 130.

Изначально модель планировалась для использования в аграрном секторе экономики, потому что колхозам и совхозам требовались надёжные и прочные автомобили для транспортировки грузов и сельскохозяйственной техники.

Характеристики

Первый гражданский самосвал ЗИЛ 130 был оснащен четырёхцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 110 л.с. на объем 4,25 литра. Он имел 4-ступенчатую коробку передач и механический привод заднего моста, что обеспечивало ему высокую проходимость на различных типах дорог.

Грузоподъёмность самосвала составляла 5 тонн, а кузов изготавливался из усиленной стали. Интересным фактом является то, что кузов можно было легко заменить на другой, благодаря чему автомобиль был универсальным и мог использоваться для разных целей.

Использование автомобиля в сельском хозяйстве

Роль автомобиля в сельском хозяйстве

Автомобиль играет важную роль в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства. Он помогает быстро доставлять продукцию на рынок, перевозить растительные и животные отходы для их переработки, а также осуществлять проверку и контроль состояния полей и животных.

Преимущества использования автомобиля в сельском хозяйстве

Одним из главных преимуществ использования автомобиля в сельском хозяйстве является повышение эффективности работы. Автомобиль позволяет быстрее перевозить продукцию на рынок или в центры переработки. Также это средство передвижения помогает оперативно реагировать на изменения погодных условий и проводить необходимые мероприятия.

Кроме того, автомобиль позволяет значительно сократить затраты на трудовые ресурсы и уменьшить время, которое необходимо для выполнения определенных задач.

Виды автомобилей, используемых в сельском хозяйстве

Среди автомобилей, которые используются в сельском хозяйстве, особое место занимают самосвалы. Они позволяют быстро и удобно доставлять ресурсы на различные участки поля и вывозить урожай в центры переработки. Также для проведения земляных работ и уборки урожая используются тракторы и комбайны, которые также являются важной частью сельскохозяйственной техники.

Важно заметить, что различные виды автомобилей используются в разных целях – от транспортировки грузов до уборки урожая. Таким образом, правильный выбор автомобиля для нужных задач поможет повысить эффективность работы и снизить затраты на трудовые ресурсы.

Конструктивные особенности «колхозника»

Шасси и кузов

Главная конструктивная особенность «колхозника» заключалась в том, что его шасси и кузов были разработаны специально для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Шасси имело жесткую раму, которая была способна выдерживать большие нагрузки. Кузов был выполнен из металла и имел большую ёмкость. Чтобы облегчить процесс загрузки и разгрузки грузов, задняя часть кузова была оснащена гидравлическим подъёмником.

Двигатель и трансмиссия

Первый «колхозник» оснащался бензиновым двигателем мощностью 110 лошадиных сил, который был разработан специально для работы в тяжелых сельскохозяйственных условиях. Устройство двигателя позволяло легко заменять его узлы и детали при ремонте. Трансмиссия состояла из пятиступенчатой коробки передач и двухступенчатой раздаточной коробки. Механизмы трансмиссии были специально усовершенствованы для того, чтобы обеспечить максимальный крутящий момент и хорошую устойчивость на дороге при транспортировке грузов.

Ходовая часть

Ходовая часть «колхозника» имела простое и надёжное устройство. Задний мост был оснащен блокировкой для обеспечения максимальной проходимости на бездорожье. Передняя ось имела независимую подвеску, что позволяло увеличить комфортность при движении по неровностям дороги. Высокие колёсные арки и большой дорожный просвет делали «колхозника» пригодным для работы на любых участках дороги, в том числе и на бездорожье.

Характеристики шасси и двигателя

Шасси

Шасси ЗИЛ-130 имеет 3-х секционный кузов, который состоит из передней, средней и задней частей. Длина шасси составляет 6080 мм, а ширина 2200 мм. Грузоподъемность ЗИЛ-130 составляет 4,5 тонн.

У шасси ЗИЛ-130 также имеется система подвески, которая включает в себя передние и задние листовые рессоры. Рулевое управление находится на передней оси, а тормозная система имеет гидравлический привод.

Двигатель

ЗИЛ-130 оснащен бензиновым двигателем марки ЗМЗ-51 мощностью 110 л.с. Первоначально этот самосвал выпускался только с бензиновым двигателем, однако позднее была разработана и выпущена модель с дизельным двигателем.

Двигатель ЗМЗ-51 имеет объем 5,55 литра и работает на четырех тактах. Этот двигатель оснащен двумя карбюраторами и имеет систему охлаждения с жидкостным термостатом. Также в двигателе установлены две свечи зажигания на каждый цилиндр.

Кузов и кабина — удобство и комфорт для водителя

Просторная кабина

ЗИЛ 130 «колхозник» был первым среди грузовых автомобилей, где кабина была разработана с учетом удобства и комфорта для водителя. Используя материалы высокого качества, кабина была просторной и оборудована герметичными дверьми и окнами, что обеспечило теплоизоляцию и улучшило звукоизоляцию во время езды.

Также кабина была оснащена удобными сидениями водителя и пассажиров, регулируемыми по высоте и наклону. Кроме того, были установлены солнцезащитные козырьки, вентиляционная система и подогрев сидений, что обеспечивало комфортную поездку в любое время года.

Удобство кузова

Кузов ЗИЛ 130 «колхозник» был изготовлен из высококачественной стали и имел большую вместительность. Кузов был конструирован таким образом, чтобы загрузка и выгрузка груза была максимально удобной, имея большие задние и боковые двери.

Кроме того, на кузове были установлены борта и крепежные ремни, которые обеспечивали надежную фиксацию груза во время транспортировки. Это удобство использования и безопасность при перевозке грузов сделали ЗИЛ 130 «колхозник» одним из самых популярных грузовиков в СССР.

Особенности подвески и тормозных систем

Подвеска

ЗИЛ 130 «колхозник» оснащен жесткой подвеской на поперечных рессорах с телескопическими амортизаторами на передней оси и листовыми рессорами на задней оси. Данный тип подвески был выбран для увеличения грузоподъемности и надежности, что позволяло перевозить тяжелые грузы по пересеченной местности в деревнях и колхозах.

Однако жесткая подвеска не обеспечивает комфортную поездку на дальние расстояния и при длительном использовании может привести к негативным последствиям для водителя и автомобиля.

Тормозные системы

Первые ЗИЛы 130 не оснащались гидравлическими тормозами, а использовали только механические тормоза на задней оси. Однако в последующих модификациях была добавлена передняя гидравлическая тормозная система и улучшена задняя механическая система.

Также в производстве Дорожно-строительного ЗИЛа была применена пневматическая тормозная система, которая обеспечивала эффективное торможение на больших скоростях и при транспортировке тяжелых грузов на строительные объекты.

Из-за большого веса автомобиля и отсутствия ABS, заблокированные колеса во время торможения могут привести к скольжению и потере управления автомобилем.

В чем преимущества «колхозника»

Большая грузоподъемность и маневренность

ЗИЛ 130 «колхозник» имел грузоподъемность до 5 тонн, что было важно для многих сельских хозяйств. Благодаря ведущему мосту на задней оси, автомобиль мог проходить по пересеченной местности и небольшим бездорожьям.

Кроме того, с учетом не самой большой длины, автомобиль обладал хорошей маневренностью и мог легко маневрировать на тесных участках дороги.

Простота в эксплуатации и ремонте

Автомобиль не требовал сложного обслуживания и ремонта, что делало его удобным для эксплуатации в условиях сельской местности. Простота была достигнута благодаря отсутствию электроники в автомобиле и применению простых технических решений.

Благодаря этому многие владельцы автомобилей могли сами выполнять ремонт и обслуживание без прибегания к услугам специализированных мастерских.

Надежность и долговечность

ЗИЛ 130 «колхозник» был изготовлен из качественных материалов, что обеспечивало ему высокую степень надежности и долговечности. На его основе было создано множество модификаций, которые использовались в сельском и городском хозяйстве.

Надежность и долговечность автомобиля до сих пор считается одним из его основных преимуществ, что делает его сегодня востребованным как в качестве основного средства для перевозки грузов, так и в качестве коллекционного автомобиля.

Универсальность и маневренность на любой местности

ЗИЛ 130 «колхозник» отличается высокой маневренностью и универсальностью на любой местности. Это достигается за счет впечатляющей проходимости, имеющей класс 4х4.

Самосвал легко справляется с высокой грязью, крутыми подъемами и опасными углами наклона. Благодаря мощному двигателю и жесткому подвесу, машина позволяет перевозить грузы на дальние расстояния и в труднодоступных местах.

Такие качества дали машине огромную популярность среди сельских жителей, которым требуется техника, способная работать в различных условиях и не подводить в экстремальных ситуациях.

Надежность и долговечность при эксплуатации

Особенности конструкции и материалов

ЗИЛ 130 «колхозник» был создан с учетом тяжелых условий эксплуатации на сельской местности. Конструкция была усиленной, а материалы – качественными.

В частности, кузов был изготовлен из хорошо обработанного дерева и имел металлические элементы. Также было предусмотрено наличие плоских поверхностей, которые упрощали ремонт и замену деталей.

Механическая часть самосвала, включая двигатель и трансмиссию, также была проектирована с учетом высоких нагрузок. Например, двигатель был мощным и надежным, изготовленным из качественных материалов и имел высокий ресурс.

Надежность при эксплуатации

ЗИЛ 130 производился на высоком уровне, что гарантировало его высокую надежность при эксплуатации. Самосвал был спроектирован так, чтобы выдерживать тяжелые нагрузки и экстремальные условия эксплуатации.

Надежность ЗИЛ 130 была протестирована на протяжении многих лет эксплуатации. Он был часто используется на сельскохозяйственных угодьях, где встречались самые сложные условия – бездорожье, грязь, снег и т.д. – и он справлялся с ними на отлично.

Долговечность при эксплуатации

ЗИЛ 130 «колхозник» известен своей долговечностью и длительным сроком эксплуатации. Это связано с высоким качеством материалов и комплектующих, а также с усиленной конструкцией самосвала.

Благодаря этим качествам ЗИЛ 130 «колхозник» часто использовался на различных предприятиях, где требовалась мощная и надежная машина с высокой грузоподъемностью. Он был оценен водителями и специалистами в области эксплуатации за свою высокую работоспособность и долговечность.

Экономичность и низкие эксплуатационные расходы.

Технические особенности самосвала ЗИЛ 130 «колхозник»

ЗИЛ 130 «колхозник» – это первый гражданский самосвал от Завода имени Лихачева, который был выпущен в СССР в 1966 году. Он был разработан специально для работ на приусадебных участках колхозников, поэтому его конструкция была максимально простой и надежной.

В самосвале использовались надежные запчасти от автомобилей ГАЗ, а внешний вид был сделан простым, чтобы уменьшить затраты на производство. Благодаря этому, эксплуатационные расходы этой техники были минимальными, что делало его идеальным вариантом для мелкого и среднего бизнеса.

Экономичность эксплуатации самосвала

ЗИЛ 130 «колхозник» обладал экономичным двигателем, который потреблял небольшое количество топлива. К тому же, запчасти были дешевыми и легко доступными, что уменьшало затраты на ремонт. Эти факторы делали эксплуатацию самосвала ЗИЛ 130 «колхозник» бюджетной для сельского хозяйства и других областей, где требовалась техника для транспортировки грузов.

Низкие эксплуатационные расходы

Самосвал ЗИЛ 130 «колхозник» имел простую, но надежную конструкцию, что делало его эксплуатационные расходы очень низкими. Благодаря использованию доступных запчастей и простому устройству, ремонт техники не вызывал больших затрат, а значит, он был доступен большинству пользователей.

Кроме того, самосвал ЗИЛ 130 «колхозник» отличался невысокой стоимостью, что позволяло его купить даже малому бизнесу. Эти факторы делают самосвал ЗИЛ 130 «колхозник» лучшим выбором для тех, кто или желает сэкономить на транспорте, или же недостаточно предприимчив, чтобы взять на баланс дорогую новую технику.

Роль «колхозника» в экономике СССР

История создания колхозов

Коллективизация в СССР началась в 1929 году и была направлена на усиление контроля государства над сельским хозяйством и увеличение производства продовольствия для населения и промышленности. Все сельскохозяйственные угодья были объединены в колхозы – коллективы, которые занимались общими сельскохозяйственными работами и распределяли полученный урожай.

Колхозы стали символом новой эпохи, а их члены – «колхозниками» – считались героями труда, способными обеспечить страну продуктами питания и смело идти вперед к социалистическому будущему.

Роль колхозов в экономике СССР

Колхозы были основным источником продовольствия для населения и промышленности СССР. Они производили большую часть зерновых и овощей, мяса и молока, необходимых для поддержания жизни в стране. В связи с этим, власти уделяли колхозам особое внимание и поощряли развитие сельскохозяйственного производства.

Колхозники получали за свой труд определенную часть урожая и могли использовать его по своему усмотрению. Кроме того, они получали бесплатно жилье, медицинскую помощь и социальную защиту. Все это способствовало развитию сельской местности и укреплению экономики СССР в целом.

Наследие колхозов в современной России

Сейчас, спустя много лет после распада СССР, роль колхозов в экономике России сильно изменилась. Многие колхозы образовались в новые хозяйственные общества и продолжают успешно работать в сельском хозяйстве России. Они стали символом сильного духа и трудолюбия российского народа и продолжают być важным звеном в экономике России.

Использование автомобиля в сельском хозяйстве

Улучшение транспортной инфраструктуры сельской местности

Применение автомобилей является необходимым условием улучшения транспортной инфраструктуры сельской местности. Автомобиль позволяет своевременно и быстро доставлять сельхозпродукцию на рынок, что повышает ее конкурентоспособность. Также автомобиль является важным элементом транспортной инфраструктуры для доставки различных сельскохозяйственных материалов, проведения ремонтных работ, а также для транспортировки людей в случае необходимости.

Экономические преимущества использования автомобилей

Использование автомобилей в сельском хозяйстве позволяет значительно сократить расходы предприятий на перевозку различных материалов. Также автомобиль может использоваться для доставки рабочих в поля и возврата их в город после работы, что также экономит время и средства на организацию их транспортировки. Кроме того, автомобиль позволяет работать на большей площади, что повышает производительность труда и увеличивает выручку предприятий.

Современные технологии и использование механизации в сельском хозяйстве

Использование автомобилей является лишь одним из инструментов, позволяющих оптимизировать производственные процессы сельского хозяйства. Вместе с ним необходимо использовать и другие средства механизации: тракторы, комбайны, уборочные машины и т.д. Современные технологии позволяют существенно сократить ручной труд, повысить эффективность использования земельных ресурсов, что в свою очередь позволяет увеличивать доходность сельскохозяйственной деятельности и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Экспорт «колхозника» за рубеж

Была ли экспортная версия?

ЗИЛ-130 «колхозник» не был разработан как экспортный автомобиль. Однако, некоторые производители в странах бывшего СССР заводили свой вариант «колхозника» на своих заводах. Например, в ГДР автомобиль выпускали на заводе Ифа, а в Польше — на Люблинском автозаводе.

Популярность среди зарубежных покупателей

ЗИЛ-130 «колхозник» пользовался популярностью не только в СССР, но и за её пределами. Качество исполнения и надежность автомобиля были на высоте, что привлекло внимание многих зарубежных покупателей. Автомобиль особенно хорошо продавался в Африке и Ближнем Востоке.

Кто-то пытался импортировать ЗИЛ-130 «колхозник» на запад, однако, к тому времени, западные производители уже были настолько конкурентно способны и обладали настолько развитыми сетями дилеров, что все попытки превратить «колхозника» в успешный экспортный продукт заканчивались неудачей.

Создание условий для развития производства техники в СССР.

Ранние этапы промышленного развития

С начала XX века СССР столкнулась с необходимостью создания собственной промышленности для обеспечения растущих потребностей экономики. Первоначально создание промышленных предприятий велось на основе тяжелой промышленности, так как именно она позволяла быстро создать необходимую инфраструктуру и начать производство.

Развитие автопрома в СССР

Развитие автомобильной промышленности в СССР началось в 1920-х годах. В этот период произошло объединение нескольких мелких автомобильных заводов в крупные концерны, такие как АМО и ГАЗ. В 1930-х годах СССР начал активно развивать производство тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Следующим шагом стала разработка грузовых автомобилей, таких как ЗИЛ-130 «колхозник».

Роль государства в развитии автопрома

Государство играло важную роль в создании условий для развития автопрома в СССР. Большая часть автомобильных заводов была государственной собственностью, что позволяло контролировать производство и направлять его на выполнение приоритетных задач государства. Большие инвестиции в развитие производства автомобилей были выделены из бюджета. Кроме того, государство было заинтересовано в развитии производства сельскохозяйственной техники, так как это было важным фактором в развитии экономики страны.

Вопрос-ответ

Чем отличается ЗИЛ 130 «колхозник» от обычных грузовиков?

Первым и главным отличием является увеличенный на 30 см кузов, предназначенный для перевозки сельскохозяйственной продукции. Также «колхозник» имеет более мощный двигатель и усиленную подвеску.

Когда был выпущен первый ЗИЛ 130 «колхозник»?

Первая партия гражданских «колхозников» была выпущена в 1962 году на Московском автозаводе имени Лихачёва.

Какие характеристики двигателя у ЗИЛ 130 «колхозника»?

Двигатель ЗИЛ 130 «колхозника» имеет объём 6,0 литров и мощность 150 л.с. При этом он может развивать максимальную скорость 80 км/ч.

Какой грузоподъёмностью обладает ЗИЛ 130 «колхозник»?

Грузоподъёмность ЗИЛ 130 «колхозника» составляет 5-6 тонн, что позволяет использовать его для транспортировки самых разных грузов.

Как ЗИЛ 130 «колхозник» повлиял на развитие сельского хозяйства в СССР?

ЗИЛ 130 «колхозник» стал настоящим прорывом в развитии сельского хозяйства в СССР. Благодаря большому кузову и высокой грузоподъёмности, он позволил эффективнее и быстрее доставлять сельскохозяйственную продукцию, что значительно улучшило качество жизни сельчан и ускорило промышленное развитие страны.

Оцените статью
G Dostavka